ВАЖНО: при покупке не-шкодовских литых дисков не забудьте взять у продавца болты под новые диски - стандартные колесные болты на Октавии предназначены для дисков с отверстием под овал, ваши новые диски могут быть с отверстием под конусные болты.
О марке шин. Здесь нет явного лидера. Есть аутсайдер - стандартный Continental, установленный на Октавии. Я езжу на Пирелли P6000 Powergy и доволен. Думаю, что Good Year, Michelin, Bridgestone или любой другой известный производитель делают качественные покрышки. А если вы замените ими стандартные, то сразу "почувствуете разницу" и по управляемости и по тишине в салоне. Не могу не адресовать читателя к прекрасной, на мой взгляд, статье в журнале "Автопилот", посвященной хорошим шинам "Просто первая шина".
Замена
аммортизаторов:
Стандартные
аммортизаторы на Октавии - от Golf IV. Они подходят любителям спокойной
и размеренной езды (речь идет о машине без русского пакета). Если же хочется
серьезно улучшить автомобиль - смените их на Кони. Фирма выпускает несколько
разновидностей, но лучшие - Кони Спорт (желтого цвета). Почитать о них
можно на русском сайте www.koni.ru (там
же есть и адрес установки) или www.koni.com
(по-английски, но можно выбрать модель для вашей машины).
Аммортизаторы
Koni Sport для Октавии: передние - 8710 1337SPORT, задние - 80
2761SPORT. Жесткость передних аммортизаторов можно регулировать из-под капота:
прилагаемый ключ (барашек) позволяет вращать шток. В крайнем "зажатом" положении
жесткость передка приближается к подвеске машины, специально подготовленной
для кольцевых гонок! Рекомендую установить жесткость в крайнем "мягком" положении
- этого достаточно для московских дорог. Жесткость задних аммортизаторов тоже
регулируется, но только при установке. Аналогично передним - самая "мягкая"
установка вполне достаточна для большинства дорог.
В
качестве бесплатной премии за установку "Коней", помимо невероятного улучшения
управляемости, уменьшения кренов в поворотах, исчезновения пробоев подвески
и раскачивания при переезде неровностей, примерно на 1 см возрастет клиренс.
Рекомендую!
Михаил Васильев (aka
Papa)
Предыстория:
Мощность двигателя
Октавии 1,8Т (150 л.с.) вполне достаточна для любых ситуаций, начиная от «гонок»
со светофора на пустой машине и заканчивая вывозом семейства с дачи по окончании
сезона со всем скарбом и сделанными запасами.
Но, думаю,
прогресс остановился бы, не будь у человечества природного любопытства. Исключительно
любопытством объясняю собственное решение попробовать увеличить мощность этого
двигателя. В конце концов, олимпийский девиз начинается со слов «БЫСТРЕЕ…»
Как
этого добиваются:
Замечу,
что целью было повысить мощность, не внося никаких изменений в конструкцию
двигателя. Самым простым способом увеличения мощности является так называемый
чип-тюнинг. Известно, что современные впрысковые двигатели управляются
специализированными компьютерами, содержащими один или несколько процессоров.
Микрокод или управляющая программа для такого процессора записана в специальной
микросхеме. Именно она, основываясь на данных, получаемых от разнообразных
датчиков, определяет такие параметры, как время и продолжительность впрыска
и момент зажигания. Калька с английского (chip - чип) и дала название этому
процессу - изменению программы, управляющей процессором. Какие именно изменения
вносятся в программу, остается секретом фирм, осуществляющих чип-тюнинг.
Очевидно, однако, что не внося изменений в конструкцию головки цилиндров
двигателя, турбины низкого давления и/или выпускной системы, увеличения
мощности можно добиться только изменяя время и продолжительность впрыска
и момент зажигания…
Процедура:
Чип-тюнигом
двигателей для Октавии занимаются разные фирмы. Одной из них является фирма
CIMBU. Михаил Лернер (директор ДиМ+Ко) предложил
установить тюнингованный управляющий блок от этой фирмы, увеличивающий мощность
со 150 до 180 л.с., и я, а также еще несколько человек, согласились. Стоимость
нового блока - 495 у.е. с возвратом старого блока плюс работа по установке.
Для установки нового блока необходимо сначала снять данные с существующего (для
меня стало большим сюрпризом, что на одинаковых внешне машинах и моторах могут
стоять разные блоки). После этого М.Лернер заказывает блок под конкретную машину
и после его получения (обычно 3-4 недели) можно делать замену.
Собственно
процедура замены предельна проста - требуется снять дворники вместе с поводками,
пластиковую крышку, закрывающую отсек с трапецией дворников и, собственно,
место установки блока управления, отсоединить 2 клеммы блока, вынуть его,
подсоединить новый и все собрать в обратной последовательности. Что, уже
можно ехать? Нет, не тут-то было! Новый блок нужно обучить. Что означает,
что нужно подключить диагностический тестер (иногда называемый VAG'ом)
и запустить процедуру «обучения» или адаптации нового блока к машине. Без
этой процедуры двигатель вообще не завести… Во время адаптации новый блок
опрашивает разнообразные датчики, выставляет их показания на ноль и вообще
черт его знает что еще делает.
Внимание - подводные камни! Во время адаптации он крутит шаговый мотор, вращающий дроссельную заслонку. Практически на всех машинах, прошедших замену блока, наблюдался один и тот же дефект - новый блок неправильно выставлял нулевое положение этой заслонки, в результате «плавали» обороты холостого хода. Причина - в грязи, промывка оси заслонки и мест прилегания самой заслонки к корпусу легко вылечивают эту проблему и нет необходимости заслонку менять.
Результаты:
Вы
ждете, что я скажу, что я сразу «низко полетел»??? Нет. При обычной спокойной
и плавной езде вы сразу результатов не заметите. Правда, что сразу бросится
в глаза, так это поистине «ломовая» тяга на пятой передаче. Например, уже
со скорости 70 км/час она позволяет разгоняться с динамикой 4 передачи
на не-чипованном двигателе. Однако, если вы любите быть «любой дырке затычкой»,
например, как автор этой заметки :), в смысле используете любую возможность
для резкого старта со светофора в надежде успеть перестроиться вон в тот,
только что образовавшийся просвет, то перемены заметите сразу. Собственно,
перемены будут только в том, что характер двигателя не изменился - та же
некоторая задумчивость примерно до 2000-2200 оборотов/мин, тот же заметный
подхват после 2300… НО!!! Но после 2300 об/мин машина «прёт» как сумасшедшая.
Лично мне особенно нравится разгон на 2-ой передаче, когда за 3-4 секунды
разгоняешься до 100 км/час (ВНИМАНИЕ! Не «перекрутите» двигатель - в
чипованном блоке нет ограничителя оборотов!!!). Таким образом, после
чиповки не появляется никаких провалов или «неровностей», но действительно
заметно, на те самые 20%, возрастает мощность.
Сразу
замечу, что для полного освоения новой мощности требуется замена резины
на по-настоящему хорошую - стандартный Континетал будет буксовать. Не ездил
на машине с «русским пакетом» (там другие пружины и амортизаторы - все
более жесткое), но на машине без оного скорее всего придется менять амортизаторы
- при резком трогании и пробуксовке стандартные не выдерживают - «пробиваются».
Ну, и сама процедура быстрого старта потребует новых навыков - если неаккуратно
«бросить» сцепление, можно вообще остаться стоять на месте, изумляя окружающих
громким звуком буксующих колес и дымом и запахом горелой резины :)
Расход
бензина, ресурс двигателя и прочее:
Проехал
уже 1500 км с того момента, как сделал чип-тюнинг. Этот пробег пришелся
на конец зимы/начало весны и исключительно в городе. Могу с уверенностью
утверждать, что расход бензина НЕ увеличился. Многое зависит от манеры
езды, ежедневного пробега и, наверное, качества бензина (я по-прежнему
пользуюсь 98). Попытка получить «официальный» ответ от фирмы CIMBU на вопрос
об изменении расхода топлива и ресурса двигателя пока не увенчалась успехом.
Зато вот что я получил от Автоцентра «Шкода», на который фирма CIMBU ссылается,
как на своего дилера:
«При одинаковых
условиях (городской цикл, трасса и смешанный режим) расход топлива не увеличивается,
а наоборот снижается. По данным CIMBU до 0,8 литра на 100км пробега.»
Посмотрим,
что будет с расходом топлива в условиях летней и загородной езды.
Внимание!
Уже после
написания этих заметок на сайте производителя (Cimbu) появилась краткая
заметка об особенностях чипованого двигателя и его эксплуатации, привожу
наиболее интересные фрагменты из нее:
"Тюнинг
достигается за счет изменения программы управления двигателем, при этом
мощность возрастает до 132 квт, а ее максимум - при 5500 об/мин,
а не при 6000 об/мин, как на оригинальном двигателе... Крутящий момент
возрастает на 40 нм и равен 250 нм в диапазоне оборотов от 2500 до 4500...
Расход топлива при сохранении стиля езды уменьшается на 0,8 л/100 км, но,
принимая во внимание увеличение мощности и изменение стиля езды, он обычно
слегка возрастает... Изменение программы управления не опознается диагностическими
приборами типа V.A.G... После езды с большой нагрузкой на двигатель
мы рекомендуем охладить его медленной ездой или дать ему поработать примерно
1 минуту на холостых оборотах после остановки машины. Эта рекомендация
справедлива и для нечипованого двигателя 1,8Т. Это предотвращает возможный
повышенный расход масла и заклинивание двигателя..."
Ну и, в качестве
резюме - Октавия не стала болидом формулы-1 или хотя бы машиной для WRC. Более
того, по моему мнению, для ее относительно небольшого веса 180 л.с. уже слишком
много - машина требует определенных навыков спортивной езды и привыкания/«укрощения»
иначе улететь с трассы можно очень легко. Но свое любопытство (и честолюбие
:) я удовлетворил вполне!
(с) Михаил Васильев
Мои
ощущуения от чипа
Михаил Ханов (aka MX)
Поскольку желание пить водку, общаться с как можно большим количеством женщин и быстро ездить заложено в каждом нормальном мужчине, пройти мимо предложения добавить в 1.8Т еще 30 лошадей "всего" за 495 долларов я не мог. Забегая вперед, могу сказать, что если за каждую положительную эмоцию от обновленного двигателя выкладывать по 5 долларов, то операция эта у меня уже давно окупилась. Но - все по порядку.
В авторизованном
сервисе (любом, я был в М-Сервисе) компьютерным сканером снимаете данные
о машине и через ДиМ и Ко отправляете их в Чехию. В принципе, такой тюнинг
делают многие авторизовыанные сервисы, сохраняя при этом заводскую гарантию,
не только ДиМ и Ко, но цены... На Таганке, например, запросили 800!
Чип пришел
через 3 недели, я так думаю, их с оказией передают. Сам чип (вернее - блок
управления двигателем) выглядит как магнитола, только в два раза тоньше.
Поскольку я был не первый, то в ДиМ и Ко уже включили чистку заслонки в
обязательные процедуры перед установкой чипа и проблем не было вообще.
Вся операция по замене заняла минут 15-20.
Теперь о
главном. Что ЭТО дает.
1. Сумашедший
разгон со второй на пятую, практически с места до 100 км в час! Ощущения
- мир принадлежит тебе! Машина просто прыгает вперед.
2. Очень
приличное ускорение со 140-ка. До 200 машина набирает играючи. Обороты
тахометра при 200 км в час - 5000. То есть, если надо прибавить - можно
прибавить. До 230, например :-))).
НО! У меня стоит кремниевая летняя ассиметричная резина Мишлен Пилот Праймаси, правда - штатного размера и на родных дисках, с коэффициентом скорости 240. Это (дорогая резина) - необходимая! плата за скорость. Иначе можно "потерять" машину и больше не найти никогда. Не дай бог, конечно. Штатные аммортизаторы (2000 год, усиленные по сравнению с прошлыми годами) работают на 5 баллов.
Сравнение
с 1.8Т без чипа.
Разница
есть. Пробовал сам 1.8Т не чипованную после месяца эксплуатации своей.
На второй передаче - ЗАМЕТНАЯ разница в разгоне, ощущение того, что машина
- "не едет". К хорошему привыкаешь быстро. Динамика разгона после 100 также
"провалена". Вернее, я уже привык к другой...
Вывод: чипование
дает чувство уверенности в достаточности мощности автомобиля.
Для чего, спросите?
Для всего! Наслаждение мощностью - этого не описать. Это надо почувствовать
самому!
(с) Михаил Ханов