Классификации мотрных масел
Классификация вязкости по SAE
Классификация эксплуатационных свойств по API
Классификация эксплуатационных свойств по ACEA
Спецификация эксплуатационных свойств VAG
Классификация вязкости по SAE SAE Engine Oil Viscosity Classification J3000 APR 1997 |
Классификация SAE подразделяет моторные масла по вязкости на 6 зимних и 5 летних классов. |
Зимние масла имеют в своем обозначении число и букву W (от англ. Winter - зима).
Число указывает на минимальное значение динмической вязкости при отрицательных температурах и характеризует
способность масла сохранять работоспособность в зимних условиях, в частности, обеспечивать безопасный холодный
пуск двигателя (проворачивание стартером и прокачивание масла насосом по системе смазки). |
Летние масла обозначаются числом, указывающим на диапазон кинематической вязкости масла при 100°С
и динамической вязкости при 150°С. |
Всесезонные масла имею в своем обозначении сдвоенную маркировку, отражающую соответсвующие свойства зимнего и летнего масла, например 5W40, 15W30. |
Численные значения степеней вязкости являются условными символами комплекса вязкостных свойств и помогают выбрать масло, отвечающее диапазону температур окружающей среды эксплуатации автомобиля. Примерное соответствие обозначения масла и дипазона рабочих температур для некоторвх всесезонных масел. |
Классификация эксплуатационных свойств по API API Engine Service Classification System (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) |
По системе API установлены три эксплуатационные категории назначения и качества моторных масел. |
Категория S (Service) определяет классы качества моторных масел для бензиновых двигателей. Классы формируются в хронологическом порядке, где каждой новой генерации моторных масел присваивается дополнительная буква алфавита (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ). |
Категория С (Commercial) определяет классы качества моторных масел для дизельных двигателей. Так же как и для категории S, классы формируются в хронологическом порядке и обозначаются соответствующими буквами (СA, СB, СC, СD, СD-II, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4). Кроме буквы в обозначение класса может входить цифра 2(II) или 4, указывающая на применяемость данного класса для 2-х или 4-тактных дизелей соответственно. |
Категория EC (Energy Conserving) определяет новый ряд высококачественных энергосберегающих масел для бензиновых двигателей, в который входят маловязкие масла, уменьшающие расход топлива (SH/ЕС, SH/ECII, SJ/EC). |
Классы качества API |
||
Класс |
Статус* |
Назначение и особенности |
SJ |
+ |
Для всех двигателей, находящихся в эксплуатации в настоящее время. Полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий. Могут использоваться для старых моделей двигателей. Возможна сертификация по категории энергосбережения API SJ/EC. Выдача лицензий с 1996 г. |
SH |
+/- |
Для двигателей моделей 1996 года и старше. На сегодняшний день может быть сертифицирован только как дополнительный к классам категори C (например СF-4/SH). Возможна сертификация по категории энергосбережения API SH/EC и API SH/ECII. Выдача лицензий с 1992 г. |
SG |
- |
Для двигателей моделей 1993 года и старше, работающих на неэтилированном бензине с оксигенатами. Выдача лицензий: 1988-1995 гг. |
SF |
- |
Для двигателей моделей 1988 года и старше, работающих на неэтилированном бензине. |
SE |
- |
Для двигателей моделей 1979 года и старше. |
SD |
- |
Для двигателей моделей 1971 года и старше. |
SC |
- |
Для двигателей моделей 1967 года и старше. |
SB |
- |
Для старых двигателей. |
SA |
- |
Для старых двигателей. |
*Статус классов: "+" -
действующий; "+/-" - условно действующий; |
Классы качества API |
||
Класс |
Статус* |
Назначение и особенности |
CH-4 |
+ |
Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих экологическим стандартам США 1998 г., а также повышенным требованиям к уменьшению нагарообразования и износу клапанов. Позволяют использовать дизельное топливо с содержанием серы более 0,5% от массы. Выдача лицензий с 1999 г. |
CG-4 |
+ |
Для высоконагруженных высокоскоростных четырехтактных двигателей грузовых автомобилей, удовлетворяющих экологическим стандартам США 1994 года. Не допускают использование топлива с содержанием серы более 0,05% от массы. Выдача лицензий с 1995 г. |
CF-4 |
+ |
Для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, в том числе и с турбонаддувом. Могут быть согласованы с требованиями категории API SG (API CF-4/SG). Выдача лицензий с 1990 г. |
CF-2 |
+ |
Для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Выдача лицензий с 1994 г. |
CF |
+ |
Для двигателей внедорожной техники, двигателей с распределенным впрыском и других дизельных двигателей, включая использующие топливо с содержанием серы более 0,5% от массы. Выдача лицензий с 1994 г. |
CE |
- |
Для низко- и высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, в том числе и с турбонаддувом. Выдача лицензий: 1987-1990 гг. |
CD-II |
- |
Для двухтактных дизельных двигателей. Выдача лицензий: 1987-1994 гг. |
CD |
- |
Для четырехтактных дизельных двигателей, в том числе и с турбонаддувом. Выдача лицензий: 1955-1987 гг |
СС |
- |
Для четырехтактных дизельных двигателей, моделей 1961 г и старше. |
CB |
- |
Для умеренно-нагруженных дизелей производства 1949-1960 г. |
CA |
- |
Для маломощных двигателей производства 50-х и 60-х годов. |
*Статус классов: "+" - действующий; "-" - устаревший. |
Классы качества API |
||
Класс |
Статус* |
Особенности |
SJ/EC |
+ |
Действует с 01.08.1997. Экономия топлива определяется по методике ASTM RR D02 1364 в зависимости от вязкости тестируемого масла. |
SH/ЕС |
- |
Экономия топлива не менее 1,5% по сравнению с эталонным маслом SAE 20w30. |
SH/ECII |
- |
Экономия топлива не менее 2,7% по сравнению с эталонным маслом SAE 20w30. |
*Статус классов: "+" - действующий; "-" - устаревший. |
Классификация эксплуатационных свойств ACEA European Oil Sequences for Service-fill Oils |
Классификация ACEA разделяет все моторные масла на три класса в пределах каждого из которых выделены категории каечтва и эксплуатационного назначения. |
Класс А определяет три категории каества моторных масел для бензиовых двигателей (A1, A2, A3). |
Класс B определяет четыре категории качества моторных масел для дизельных двигателей малой мощности (light duty), применяемые на легковых автомобилях либо на грузовых малой грузоподъемности (B1, B2, B3, B4). |
Класс E определяет четыре уровня качества моторных масел для тяжело-нагруженных (heavy duty) дизельных двигателей грузовых автомобилей и дорожной техники (Е2, Е3, Е4, Е5). Далее не рассматривается. |
Категории качества ACEA |
|
Категория |
Назначение и особенности |
A1 |
Для двигателей, допускающих использование низкофрикционных масел с низкой высокотемпературной вязкостью. Масла данной категрии могут быть недопустимы к применению на ряде двигателей. |
A2 |
Универсальные масла предназначенные для больштнства двигателей с фиксированными интервалами замены масла. Не предназначены для высокофорсированных двигателей и двигателей с турбонаддувом. |
A3 |
Универсальные масла с высшими эксплуатационными свойствами. Предназначены для высокоэффективных современных двигателей, в том числе и для двигателей, изготовленных в соответствии с новыми технологическими требованиями по увеличению межсервисных пробегов с гибкими интервалами обслуживания (Variable Service) при подтверждении производителя. |
Категории качества ACEA |
|
Категория |
Назначение и особенности |
B1 |
Для двигателей, допускающих использование низкофрикционные масла с низкой высокотемпературной вязкостью. Масла данной категрии могут быть недопустимы к применению на ряде двигателей. |
B2 |
Универсальные масла предназначенные для большинства двигателей с непрямым впрыском топлива с фиксированными интервалами замены масла. Не предназначены для высокофорсированных двигателей и двигателей с турбонаддувом. |
B3 |
Универсальные масла с высшими эксплуатационными свойствами. Предназначены для высокоэффективных современных двигателейс непрямым впрыском топлива, в том числе и для двигателей, изготовленных в соответствии с новыми технологическими требованиями по увеличению межсервисных пробегов с гибкими интервалами обслуживания (Variable Service) при подтверждении производителя. |
B4 |
Масла предназначенные для двигателей с непосредственным впрыском топлива. |
Спецификация эксплуатационных свойств моторных масел Volkswagen/Audi При подтверждения соответствия масла требованиям VAG (более жестким, нежели существующие международные стандарты), производитель масла имеет право наносить на этикетку номера соответствующих спецификаций.*** |
||
Специ- |
Назначение и особенности |
Специфици- |
VW 500.00 |
Высококачественные легкотекучие энергосберегающие масла для бензиновых двигателей. В сочетании с VW 505.00 могут использоваться для всех типов дизельных двигателей. |
-30°C - 35°C |
VW 501.01 |
Универсальные масла для бензиновых двигателей и атмосферных дизелей. В сочетании с VW 505.00 могут использоваться для всех типов дизельных двигателей. |
-30°C - 35°C |
VW 502.00 |
Масла для бензиновых двигателей с повышенной эффективной мощностью. В сочетании с VW 505.00 могут использоваться для всех типов дизельных двигателей. |
0Wхх |
VW 503.00 |
Для бензиновых двигателей 2000-го модельного года и позже (с 05.99), изготовленных в соответствии с новыми технологическими требованиями по увеличению межсервисных пробегов с гибкими интервалами обслуживания (Variable Service).** На идентификационной табличке таких автомобилей должно присутствовать QG1. НЕ ДОПУСТИМО использрвание данных масел для автомобилей не удовлетворяющих названным условиям.* |
0Wхх |
VW 503.01 |
Для бензиновых двигателей с турбонаддувом 2000-го модельного года и позже (с 05.99), изготовленных в соответствии с новыми технологическими требованиями по увеличению межсервисных пробегов с гибкими интервалами обслуживания (Variable Service).** На идентификационной табличке таких автомобилей должно присутствовать QG1. НЕ ДОПУСТИМО использрвание данных масел для автомобилей не удовлетворяющих названным условиям.* |
0Wхх |
VW 505.00 |
Для всех типов дизельных двигателей легковых автомобилей. |
0Wхх |
VW 505.01 |
Для дизельных двигателей с непосредственным впрыском. В сочетании с VW 505.00 и 505.00 могут использоваться для всех типов бензхиновых и дизельных двигателей 2000-го модельного года и позже без гибкого интервала обслуживания (Variable Service). |
0Wхх |
VW 506.00 |
Для дизельных двигателей с турбонаддувом 2000-го модельного года и позже (с 05.99), изготовленных в соответствии с новыми технологическими требованиями по увеличению межсервисных пробегов с гибкими интервалами обслуживания (Variable Service).** На идентификационной табличке таких автомобилей должно присутствовать QG1. НЕ ДОПУСТИМО использрвание данных масел для автомобилей не удовлетворяющих названным условиям.* |
0Wхх |
* Пониженная высокотемпературная вязкость может приевести к поломке двигателя. ** Для двигателей 2000-го модельного года и позже (с 05.99), изготовленных в соответствии с требованиями по увеличению межсервисных интервалов (Variable Service) допускается использрвание соответствующих масел, предназначенных для двигателей с фиксированными сервисными интервалами. *** В исключительных случаях допускается использрвание масел не специфицированных VAG. Для бензиновых двигателей масла должны отвечать требованиям ACEA A2 или A3, а для дизельных B3 или B4. |