|
|
История
компании Skoda |
|
В
1859 граф Валленштейн-Вартенберк (Wallenstein-Vartenberk) основал литейную
и машиностроительную фабрику в городе Пльзене. Фабрика, на которой работало
более 100 рабочих, выпускала машины и оборудование для сахарных мельниц,
пивоварен, шахт, паровых моторов и котлов, части для металлических мостов
и железнодорожных сооружений. В 1869 фабрика перешла в собственность Эмиля
Шкоды (Emil Skoda), трудолюбивого инженера и динамичного предпринимателя. |
|
Эмиль
Шкода (Emil Skoda) (1839 - 1900), родоначальник фабрики Skoda в Пльзене |
Бизнес Skoda
быстро рос, и в 1880-х годах фабрика представляла собой современное литейное
и металлообрабатывающее производство, способное производить литье весом
в десятки тонн. Литье и, позднее, ковки для больших пассажирских лайнеров
и военных кораблей, а также сахарные мельницы составляли основу экспорта
фабрики Skoda. |
|
Отливка
рулевой рамы для японского военного корабля Mikasa (1900) |
|
|
В 1899 продолжавшая
расти фабрика была преобразована в акционерную компанию, и перед Первой
Мировой войной Skoda стала самым крупным производителем вооружений в Австро-Венгрии.
Она была военно-морским и армейским подрядчиком, поставляя, в основном,
тяжелые пушки и боеприпасы. |
Пушки
для австро-венгерского военно-морского флота (1904) |
|
На экспорт поставлялось
литье, как, например, трубопроводы для электростанции на Ниагарском водопаде
или для шлюза на Суэцком канале, а также оборудование для сахарных мельниц
в Турции, пивоварни для всей Европы и пушки для стран Дальнего Востока
и Южной Америки. |
Часть
литья трубопровода для гидроэлектростанции на Ниагарском водопаде (1905) |
|
Первая Мировая
война привела к существенному снижению выпуска мирной продукции. Громадные
суммы были вложены в расширение производства. В это время фабрики Skoda
уже лидировали среди компаний на территории Чехии и за рубежом по выпуску
военного снаряжения. В 1917 в одном только Пльзене было 35000 сотрудников. |
380-мм
миномет на огневой позиции (1916) |
|
После образования
Чехословацкой республики в 1918 и в сложных экономических условиях послевоенной
Европы, компания трансформировалась из исключительно военной в многопрофильную.
В производственную программу, помимо традиционных направлений, вошли несколько
новых, таких, как выпуск паровозов и (позднее) электровозов... |
|
Паровозы
для румынской государственной железной дороги (1921) |
...грузовых
и легковых автомобилей...
|
|
|
Роскошная
SKODA - HISPANO SUIZA для президента Т.Г. Масарика (1926) |
|
Грузовики
SKODA 606 в Иране (1936) |
|
|
|
...самолетов,
кораблей, станков, паровых турбин, оборудования для электростанций и т.д.
|
|
|
Отливка
рулевой рамы для французского пассажирского лайнера Нормандия (1933) |
|
Турбина
на электростанции в Эрвенице (1929) |
|
|
|
|
|
В 1923 была
зарегистрирована всемирно известная эмблема компании - крылатая стрела
в круге. Ухудшающаяся политическая обстановка в Европе привела к росту
производства вооружения в середине тридцатых годов.
|
|
|
Истребитель
AVIA B 534 для армии Чехословакии (1933) |
|
150-мм
гаубица 16/19 (1934) |
|
|
|
|
|
|
|
Вторая
мировая война и вынужденная интеграция компании в немецкую программу производства
вооружений привели к серьезным потерям для самой фабрики (70% зданий компании
было разрушено во время бомбардировки союзниками в 1945) и к потере нескольких
иностранных рынков. |
Фабрика
Skoda после бомбардировки 25 апреля 1945.
|
В 1945 компания
была национализирована. Skoda постепенно была разбита на различные подразделения
(как то, автомобильная фабрика в Млада Болеславе, авиационная фабрика в
Праге, заводы в Словакии, а также фабрики, выпускавшие оборудование для
пищевой индустрии). Основным направлением деятельности компании стал выпуск
оборудования для тяжелого машиностроения, крупные конструкции для индустриального
сектора, общественный транспорт и электростанции. Большинство экспорта
направлялось в восточный блок. |
|
|
|
Электровоз
мощностью 8000 KW и максимальной скоростью 200 км/ч, построенный для СССР
(1977) |
ТЭЦ
III в Мельнике с турбиной мощностью 500 MW (1981) |
Горизонтальный
сверлильно-фрезерный станок SKODA WD 200, награжденный главным призом выставки
Expo 58 в Брюсселе |
|
С изменением
политического климата в 1989 году начался постепенный процесс приватизации
SKODA,сопровождавшийся изменением программы выпуска продукции, поиском
новых контактов и рынков сбыта, отличавшихся от привычных и часто приоритетных
(и единственных), таких,как страны Comecon и Советский Союз, и резко сократившихся
после 1989 года.
|
|
|
Троллейбус
14 Tr E в Дайтоне, штат Огайо, США (1996) |
|
Трамвай
с низким полом Astra (1997) |
|
|
|
|
|
В
1992 компания была приватизирована по так называемому чешскому методу.
Она начала расширять свою деятельность (купив автозаводы TATRA и LIAZ и
построив фабрику по производству алюминиевых банок для напитков). Это расширение
привело к финансовой нестабильности компании. Эта ситуация завершилась
в 1999, когда было заключено соглашение с основными банками-кредиторами
о замораживании деятельности компании, и началась полная реструктуризация
группы SKODA. Результатом стала юридическая и финансовая стабильность компании.
В настоящее время продолжается реструктуризация входящих в группу компаний
по секторам экономики. В апреле 2000 у руля встала SKODA HOLDING a.s.,
контролирующая, в первую очередь, 90 дочерних компаний и большинство выпускаемой
продукции. |
|
Ссылка
на источник (по-английски) |
|
|
|