История компании Skoda
 
В 1859 граф Валленштейн-Вартенберк (Wallenstein-Vartenberk) основал литейную и машиностроительную фабрику в городе Пльзене. Фабрика, на которой работало более 100 рабочих, выпускала машины и оборудование для сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых моторов и котлов, части для металлических мостов и железнодорожных сооружений. В 1869 фабрика перешла в собственность Эмиля Шкоды (Emil Skoda), трудолюбивого инженера и динамичного предпринимателя.  Эмиль Шкода (Emil Skoda) (1839 - 1900), родоначальник фабрики Skoda в Пльзене
Эмиль Шкода (Emil Skoda) (1839 - 1900), родоначальник фабрики Skoda в Пльзене

Бизнес Skoda быстро рос, и в 1880-х годах фабрика представляла собой современное литейное и металлообрабатывающее производство, способное производить литье весом в десятки тонн. Литье и, позднее, ковки для больших пассажирских лайнеров и военных кораблей, а также сахарные мельницы составляли основу экспорта фабрики Skoda. 

Отливка рулевой рамы для японского военного корабля Mikasa (1900)
Отливка рулевой рамы для японского военного корабля Mikasa (1900)

Пушки для австро-венгерского военно-морского флота (1904)

В 1899 продолжавшая расти фабрика была преобразована в акционерную компанию, и перед Первой Мировой войной Skoda стала самым крупным производителем вооружений в Австро-Венгрии. Она была военно-морским и армейским подрядчиком, поставляя, в основном, тяжелые пушки и боеприпасы. 
Пушки для австро-венгерского военно-морского флота (1904)

Часть литья трубопровода для гидроэлектростанции на Ниагарском водопаде (1905)

На экспорт поставлялось литье, как, например, трубопроводы для электростанции на Ниагарском водопаде или для шлюза на Суэцком канале, а также оборудование для сахарных мельниц в Турции, пивоварни для всей Европы и пушки для стран Дальнего Востока и Южной Америки. 
Часть литья трубопровода для гидроэлектростанции на Ниагарском водопаде (1905)

380-мм миномет на огневой позиции (1916)

Первая Мировая война привела к существенному снижению выпуска мирной продукции. Громадные суммы были вложены в расширение производства. В это время фабрики Skoda уже лидировали среди компаний на территории Чехии и за рубежом по выпуску военного снаряжения. В 1917 в одном только Пльзене было 35000 сотрудников.
380-мм миномет на огневой позиции (1916)

После образования Чехословацкой республики в 1918 и в сложных экономических условиях послевоенной Европы, компания трансформировалась из исключительно военной в многопрофильную. В производственную программу, помимо традиционных направлений, вошли несколько новых, таких, как выпуск паровозов и (позднее) электровозов...

Паровозы для румынской государственной железной дороги (1921)
Паровозы для румынской государственной железной дороги (1921)

...грузовых и легковых автомобилей... 
 
Роскошная SKODA - HISPANO SUIZA для президента Т.Г. Масарика (1926)   Грузовики SKODA 606 в Иране (1936)
Роскошная SKODA - HISPANO SUIZA для президента Т.Г. Масарика (1926)   Грузовики SKODA 606 в Иране (1936)
 

...самолетов, кораблей, станков, паровых турбин, оборудования для электростанций и т.д. 
 
Отливка рулевой рамы для французского пассажирского лайнера Нормандия (1933) Турбина на электростанции в Эрвенице (1929)
Отливка рулевой рамы для французского пассажирского лайнера Нормандия (1933) Турбина на электростанции в Эрвенице (1929)
 

В 1923 была зарегистрирована всемирно известная эмблема компании - крылатая стрела в круге. Ухудшающаяся политическая обстановка в Европе привела к росту производства вооружения в середине тридцатых годов.
 
Истребитель AVIA B 534 для армии Чехословакии (1933)   150-мм гаубица 16/19 (1934)
Истребитель AVIA B 534 для армии Чехословакии (1933) 150-мм гаубица 16/19 (1934)
 
 
Фабрика Skoda после бомбардировки 25 апреля 1945.
Вторая мировая война и вынужденная интеграция компании в немецкую программу производства вооружений привели к серьезным потерям для самой фабрики (70% зданий компании было разрушено во время бомбардировки союзниками в 1945) и к потере нескольких иностранных рынков.
Фабрика Skoda после бомбардировки 25 апреля 1945.

В 1945 компания была национализирована. Skoda постепенно была разбита на различные подразделения (как то, автомобильная фабрика в Млада Болеславе, авиационная фабрика в Праге, заводы в Словакии, а также фабрики, выпускавшие оборудование для пищевой индустрии). Основным направлением деятельности компании стал выпуск оборудования для тяжелого машиностроения, крупные конструкции для индустриального сектора, общественный транспорт и электростанции. Большинство экспорта направлялось в восточный блок. 

Электровоз мощностью 8000 KW и максимальной скоростью 200 км/ч, построенный для СССР (1977)

ТЭЦ III в Мельнике с турбиной мощностью 500 MW (1981)

Горизонтальный сверлильно-фрезерный станок SKODA WD 200, награжденный главным призом выставки Expo 58 в Брюсселе
Электровоз мощностью 8000 KW и максимальной скоростью 200 км/ч, построенный для СССР (1977) ТЭЦ III в Мельнике с турбиной мощностью 500 MW (1981) Горизонтальный сверлильно-фрезерный станок SKODA WD 200, награжденный главным призом выставки Expo 58 в Брюсселе

С изменением политического климата в 1989 году начался постепенный процесс приватизации SKODA,сопровождавшийся изменением программы выпуска продукции, поиском новых контактов и рынков сбыта, отличавшихся от привычных и часто приоритетных (и единственных), таких,как страны Comecon и Советский Союз, и резко сократившихся после 1989 года. 
 
Троллейбус 14 Tr E в Дайтоне, штат Огайо, США (1996) Трамвай с низким полом Astra (1997)
Троллейбус 14 Tr E в Дайтоне, штат Огайо, США (1996) Трамвай с низким полом Astra (1997)
 
В 1992 компания была приватизирована по так называемому чешскому методу. Она начала расширять свою деятельность (купив автозаводы TATRA и LIAZ и построив фабрику по производству алюминиевых банок для напитков). Это расширение привело к финансовой нестабильности компании. Эта ситуация завершилась в 1999, когда было заключено соглашение с основными банками-кредиторами о замораживании деятельности компании, и началась полная реструктуризация группы SKODA. Результатом стала юридическая и финансовая стабильность компании. В настоящее время продолжается реструктуризация входящих в группу компаний по секторам экономики. В апреле 2000 у руля встала SKODA HOLDING a.s., контролирующая, в первую очередь, 90 дочерних компаний и большинство выпускаемой продукции.
 
Ссылка на источник (по-английски)